британская музыка
0

От «британского вторжения» до нового дыхания

Современная молодежь в большинстве своем уже порядком подустала от гламурных «поющих трусов», сладеньких «айранбишных» мальчиков и реперов с огромными крестами, обсыпанными полуфальшивыми полубриллиантами. Вся вышеперечисленная когорта исполняет песни с идентичными текстами, меняя, правда, иногда слова местами, а в аранжировку добавляя какой-нибудь новый звук. Вот после этого и говорят, что все песни перепеты, а от ортодоксальных семи нот больше невозможно добиться свежего звучания.
В Европе, в частности, в Великобритании, где в чем-в чем, а в музыке толк знают (вспомнить хотя бы гениальных Фредди МеркьюриДЬе Веа^еБ и сэра Пола Маккартни), набирает обороты новый «старый» стиль брит-рок (также его называют брит-попом). Совершенно неудивительно, что данный стиль имеет два названия: сейчас приставка «поп» в некоторых слоях молодежи сильно «удешевляет» звучание музыки (обратив внимание на эту приставку, многие уже не обращают внимания на качество музыкального материала), поэтому иногда его именуют «брит-роком»; в то же время его звучание несколько легче, чем у основной массы рок-исполнителей — потому совершенно логично окрестить его и «брит-попом».
Считается, что название «брит-поп» впервые употребил журналист Джон Робб в 1987 году по отношению к музыке The Stone Roses. В 1997 году этот термин получил свое место в Оксфордском словаре английского языка.
А все началось в конце 80-х годов, когда британское общество устало от жесткого и консервативного правления Маргарет Тетчер, от холодной войны, от чопорности костюмов, от синтетичности звучания эстрады. В противовес всему этому на сцену вышел брит-рок, показавший ретроградским британским меломанам свое живое и немного романтическое мироощущение. Простые и ясные гармонии, очаровательные мелодии «как у Маккартни», «старомодные» инструменты вроде первых электронных органов — именно это и породило ту волну, которая накрывает сейчас континенты.
Брит-поп выделился в самостоятельное течение в начале 90-х, заняв музыкальную нишу между популярной в то время гранжевской группой Nirvana, господствовавшей в Америке, и синтетическими техно- и инди-роковыми группами, захватившими Британию. Первые исполнители, работавшие в этом стиле (например, Suede), разработали для него очень разумную концепцию. Она состоит в регулярном выпуске альбомов; обязательном личном обаянии фронтмена или лидера; легко схватывающемся и запоминающемся припеве; стандартных аккордах. И надо сказать, эта концепция работает просто прекрасно: Ноэль Галахер (Oasis), Дэймон Албарн (Blur), Том Йорк (Radiohead) — все они немного печальны, немного томны, немного устали от жизни и совсем немного — выступают объектом мечтаний сотен тысяч женщин мира, в возрастном диапазоне от 13-ти до 80-ти. Композиция песни недалеко отошла от канонов времени «манчестерской волны».

Манчестерскую волну вообще можно считать первым этапом развития брит-рока. В начале 60-х Ливерпульская четверка (Джон Леннон, Пол Маккартни, Ринго Старр и Джордж Харрисон) установила эталон настоящей поп-песни: немного циничные и смешные тексты, запоминающаяся и простая вокальная партия (не требующая выдающегося голоса), элементы рок-н-ролльных мелодий.

Музыканты конца 80-х начала 90-х, хоть и проповедовали старые мелодии и структуру песен, как в 60-е, но нашли новые пути аранжировки, освежившие звучание композиций: помимо основной мелодии, в песне теперь присутствовали сложные гитарные риффы и фортепианные пассажи, отдельные
темы струнных инструментов и, конечно же, новейшие средства звукосинтеза.

ДОСКА ПОЧЕТА БРИТАНСКОЙ СЦЕНЫ SUEDE
Пионерами брит-попа были, есть и остаются Suede. Впрочем, как это часто бывает, от почетного звания первопроходцев они открещиваются и утверждают, что не имеют к бриту никакого отношения. Вполне вероятно, что им, как и всем более или менее талантливым (не говоря уже — гениальным) людям не нравится быть помещенными в любые рамки. Но ничего уже не поделать — ярлык «брит-поп» повешен на них еще в начале 90-х, бюстик на Туманном Альбионе героям установили, да и историю рока никто уже не перепишет.

Основателями Suede стали Бретт Льюис Андерсон (вокал) и Мэттью Дэвид Осман (бас), которые провели свое детство в столичном пригороде Хейворд Хис, и только потом перебрались в Лондон. На протяжении всей истории группы в ней играли:
• Джастин Фришманн, которая вошла в историю команды по двум причинам: во-первых, она была подругой Бретта, во-вторых, девушка играла в группе на ритм-гитаре (потом она порвала и с Андерсоном, и с Suede, после чего организовала популярный ныне коллектив Elastica, на три четверти состоявший из панкующих женщин);
• Бернард Джозеф Батлер, фигура в британской музыке совершенно одиозная и, к слову сказать, во всех отношениях достойная. Как пишут о Бернарде критики, «его считают одним из лучших гитаристов поколения, и не услышать об этом может только глухой».
• После череды сменяющихся друг за другом ударников, Suede, наконец, нашли то, что нужно. Им стал Саймон Гилберт, гей, пьянствующий водку, нарушающий безобразия и ведущий себя, в принципе, непринужденно.
Дебютный диск, названный просто и незатейливо — «Suede» — был выпущен в 93-м году и сразу же получил статус серебряного, а сама группа получила титул лучших музыкальных новичков года. С 93-го года группа выпустила пять альбомов и один диск синглов. Suede продолжают совместную работу, и слухов о ее прекращении пока не было.
OASIS

Лайам Галахер (вокал), Ноэль Галахер (гитара, вокал), Эндрю Бэлл (бас), Алан Уайт (ударные) и Джем Архер (гитара).
Об этих британских ребятах нужно писать много и красиво, но я постараюсь сохранить некую интригу и ограничусь несколькими фактами: во-первых, Oasis носят негласный титул «современных битлов» и, к слову сказать, вполне оправданно: они сохранили традицию написания песен The Beatles, но добавили в композицию некую долю сумасшествия, которая и превратила их звучание в «коктейль Молотова». Во-вторых, при написании песен Oasis эксплуатировали музыкальные инструменты 50-х — 60-х годов. Доказательством является их песня «I can see it now», которая по звучанию инструментов уж слишком похожа на песню группы The Velvet Underground — «Venus in furs». Третий факт: в начале 90-х из группы Inspirial Carpets был изгнан Ноэль Галахер, который работал там звукотехником, за злоупотребление наркотиками. Тогда Ноэль пообещал, что его группа станет намного знаменитее, чем Inspiral Carpets, и слово свое сдержал — на британской сцене появилась группа Oasis. Ну и четвертым по счету, но первым по значимости фактом является то, что 5 британцев создали целое поколение под названием Oasis.

BLUR
История Blur началась в далеком 1979 году, когда Дэймон Элборн встретился с Грэмом Коксоном. Они оба увлекались музыкой и добились неплохих результатов, но в жанре классики. После окончания школы музыканты определенное время не виделись и встретились лишь в Гоулдсмитском колледже Лондона. В 1989 году они организовали группу Seymour, в которую также вошли Дэйв Роунтри и Алекс Джеймс. Через некоторое время группой заинтересовался Энди Росс — глава Food Records. Результатом этого стал контракт, подписанный в марте 1990 года (в списке условий, которые ставил перед музыкантами Энди Росс, была и смена названия группы. Так появилась Blur, известная ныне миллионам).
Музыка Blur вызывает неподдельный интерес у определенных меломанских слоев: музыкантам удается совмещать сложно сочетаемые вещи, такие как традиционная британская музыка и психоделические эксперименты в духе Pink Floyd. С 1991 года группа начала активную концертную деятельность, выпустила дебютный альбом, в 1992 году организовала турне, прошедшее с ошеломляющим успехом. Но, помимо стремительных взлетов, группу постигли и не менее стремительные падения. Одним из них стал кризис коллектива в 92-м году: группа приехала в Британию после японского турне и обнаружила, что загадочным образом исчезли черновые записи их нового альбома, а все полученные ранее деньги были растрачены. Такое неудачное стечение обстоятельств группы ушел Грэм Коксон из-за «творческих разногласий». Но, несмотря на потерю, в 2003 году группа выпускает альбом «ThinkTank», который, правда, был не таким успешным, как предыдущие.
Группа Blur и по сей день остается одним из мэтров мировой сцены, продолжая развиваться, и радуя своих фанатов очередными творениями.
Недоброжелатели, «не ценители», да и просто завистники обвиняют брит-попперов во многом, начиная от глупости и заимствования идей из прошлого и заканчивая излишней самоуверенностью. Тем не менее, очень многое прощается им, потому что они живут музыкой и стараются сделать ее по-настоящему красивой.

И в музыкальном вкусе британцам отказать трудно…

Плейлист:
The Beatles «Twist & Shout»
Blur «Song 2»
Brainstorm «Thunder without rain»
Kaiser Chiefs «I Predict A Riot»
Oasis «Part of the Queue»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *