Обучение
0

О высшем образовании в разрезе

УниверПотребность в высшем образовании с каждым годом растет. Неясно, правда, оттого ли, что в нашей стране с каждым годом увеличивается число сознательных молодых людей, взбирающихся на Эверест науки, или оттого, что даже самые злостные школьные прогульщики самостоятельно или с помощью доброжелателей уяснили, что без «корочки о высшке» они будут «будувати свою кар’єру з McDonald’s».

В преддверии начала вступительных экзаменов у многих абитуриентов было желание попенять на систему образования Украины I-IV уровней аккредитации (примечание для тех, кто не знал: I уровень аккредитации — техникумы и училища; II — колледжи; III и IV уровни (в зависимости от результатов аккредитации) — институты, консерватории, академии, университеты). Но прежде, чем бросать камни в свой же огород, следует разобраться, какие возможности для абитуриентов представляются мировыми заведениями высшего образования, и как в сравнении с ними обстоит дело в Украине.

ВУЗЫ ЕВРОПЫ
Вузы Европы всегда считались самыми престижными в мире, и фраза «А я еду учиться в Европу» приравнивается к чему-то вроде: «А у меня вчера было свидание с Анджелиной Джоли».
Первый университет Европы появился в 1215 г. в Париже, затем — в Риме (1303 г.), в Праге (1348 г.), в Гейдельберге в (1386 г.). Сейчас самыми престижными считаются такие вузы как Болонья, Кембридж, Оксфорд и Виттенберг. С 1999 г., после принятия Болонской декларации, весь образовательный процесс европейских вузов унифицируется: введены общие правила оценивания результатов «мозговой деятельности» студентов, предпринимаются попытки разработки сопоставимых для разных стран учебных программ, вводятся единые стандарты качества образования. Естественно, образование в европейских вузах очень и очень дорогостоящее, но многие из них (например, некоторые вузы Франции, Чехии, Германии, Великобритании, Польши, Швеции, Прибалтики) предлагают бесплатное обучение студентов из других стран — по обмену — при условии знания языка.

ВУЗЫ США
А вот вузы США являются самыми дорогостоящими в мире. При этом самые известные университеты США — Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Стенфордский — несмотря на то, что обучение в них обходится в сумму свыше 35 тысяч долларов в год, дают далеко не самое лучшее образование в мире. Дороговизна обучения в американских вузах оправдывается богатой и современной технической базой, разнообразием курсов, известностью преподавателей (как правило, учёных-практиков), комфортными условиями проживания для студентов и другими безусловными плюсами.
Кстати, в США не существует четкого определения понятия «высшее образование» (то есть уровни аккредитации, хорошо известные отечественному потребителю, для них — «филькина грамота»). В Штатах любое заведение, которое продолжает давать знания молодым людям, окончившим школу, называется «postsec-ondary school», а уж разновидностей у нее может быть много: колледж, институт, академия, университет. Для американцев высшее образование — хорошая инвестиция в будущее, на которой они не экономят. И, несмотря на то, что американцев считают откровенно тупой нацией в их большинстве, получив диплом вуза США, можно рассчитывать на высокооплачиваемую престижную работу в любой стране мира.

ВУЗЫ АВСТРАЛИИ
Исторически сложилось, что австралийская система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. В стране с 20-миллионным населением действует 40 университетов, больше 350 колледжей, сотни государственных и частных средних школ. По уровню образования населения Австралия занимает третье место в списке стран — членов Организации экономического развития и сотрудничества.
Австралийская система, как и большинство англоязычных систем обучения, по своей сути многоступенчата. Ее основу составляют программы бакалаврата (Bachelor degree). Обучение на дневном отделении (full-time) в основном рассчитано на 3 года (не считая некоторых специальностей, подготовка по которым может занимать 4,5 или даже 6 лет). По окончании выпускникам присваивается степень бакалавра в той или иной области знания и выдается соответствующий документ, признаваемый практически во всех странах мира как полноценный диплом о высшем образовании. Диплом магистра во всех англоязычных системах образования получать необязательно — в магистратуру идут только те студенты, которые хотят связать свою жизнь с наукой.

ВУЗЫ ЯПОНИИ
Поступить в университеты в Японии могут лица, имеющие документ об окончании средней школы. Система высшего образования подразделяется на четыре основных вида образовательных учреждений: университеты полного цикла, университеты ускоренного цикла, профессиональные колледжи и технические институты. В университетах полного цикла обучение продолжается 4 года, на медицинском и ветеринарном факультетах — 6 лет. После окончания основного 4-летнего курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре в японских вузах — 2 года. Докторантура предполагает 5 лет обучения. Японские вузы имеют уникальный в мире институт «студента-исследователя» — кэнкюсэй. Это значит, что студент, поставивший перед собой цель получения научной степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной им конкретной области знаний в течение от 6-ти месяцев до 1-го академического года.

ВУЗЫ КИТАЯ
В Китае более сотни вузов, которые отличаются от европейских или американских тем, что в них действует полная специализация (полностью лингвистические, медицинские, педагогические вузы и т. д). Интересно, что, независимо от специализации, китайские студенты должны учить 4 обязательных предмета: историю китайской революции, научный социализм, философию и политэкономию. В Китае выходцы из других стран могут учиться бесплатно, так как правительство выделяет средства для новых многоэтажных корпусов, ремонт интерьера и экстерьера (внешнего вида) здания и покупку техники.

Ситуация, сложившаяся в Украине, кажется критической: я не буду строить предположений, куда идут деньги, выделенные на развитие сферы высшего образования. Но вот о чем я позволю себе порассуждать: в Украине очень много вузов, в которых основные постройки относятся еще к советскому прошлому, о наличии новейшей технической базы и заикаться не приходится. А ведь в каждом государственном вузе есть отдельная статья контрактного обучения (которая иногда превышает 50%). Напрашивается вопрос: почему я, студент, обучающийся на контракте, сижу в аудитории и гадаю, упадет ли мне на голову кусок штукатурки или я просто порву сегодня в очередной раз джинсы о старое сиденье, из которого торчат гвозди? И пусть ректора не говорят, что денег не хватает — ниже я приведу список самых дорогостоящих вузов Украины: обучение в Киевском национальном университете им. Шевченко — 16-20 тыс.грн./год; в Киево-Могилянской академии — 17 тыс. грн./год; в Киевский Национальный Экономический Университет — 15,5 тыс. грн./год; в Национальный Авиационный Университет — 14-15 тыс. грн./год; в Киевский Национальный Торгово-Экономический Университет — 14 тыс. грн./год; в Национальном техническом университете Украины — 12-14 тыс. грн./год; в Киевском национальном университете строительства и архитектуры — 13 тыс. грн./год. Цены впечатляют, особенно при примерном подсчете годового поступления средств в университеты. И я считаю, что если бы не высокий уровень коррупции (на борьбу с которой из госбюджета «утекает» много миллионов гривен в год), то мы могли бы надеяться на безопасные и отремонтированные аудитории, безоблачное небо «\Мпс1о\/У5» на мониторах компьютеров в кабинетах информатики и прочие радости «буржуйской студенческой жизни». Немного лучше, чем в государственных, обстоят дела в частных вузах: там и в аудиториях находиться приятно, и компьютерные мониторы не грозят студентам близорукостью.

Но вышеупомянутую горькую пилюлю может подсластить то, что наше образование считается одним из лучших в мире, благодаря разнообразию дисциплин и наличия на всех специальностях гуманитарных и технических предметов (во всем мире, кроме стран СНГ, образование «однобокое»:
упор делается на изучении тех дисциплин, которые необходимы для конкретной специальности. С одной стороны это хорошо, потому что ты учишь то, что тебе нравится и на что ты «настроен», но вот только как-то дико видеть талантливого физика, который допускает по 5 ошибок в предложении).

В любом случае, какие бы минусы мы не видели в высшем образовании, плюсы в нем намного весомее. И даже если кого-то недостаточно интересует расширение своего кругозора, приобретение новых, как коммуникационных, так и специальных, навыков, и выработка системного мышления, то достаточным аргументом остается «корочка», без которой в этом мире успеха добиваются единицы.

Автор: 36master.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *